Публикации

Версия для печати
31.05.2010. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ОБРАЗОВАНИЕ

ОСОБЕННО ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Выскажу несколько замечаний в связи с уже прозвучавшими выступлениями. И прежде всего должен с тревогой отметить, что идут деградация России и сопутствующее ей с 2008 года резкое и быстрое ослабление внешнеполитических позиций нашей страны.

Второе. Конечно, жизненно нужна модернизация или разворот негатив­ного вектора развития вспять. Вос­становительные усилия закончились в 2007 году, больше ничего не проис­ходило, и кривая пошла вниз.

Третье. Я бы предпочел автори­тарную модернизацию, просто она более эффективна, как показывает наш исторический опыт.

Четвертое. Однако авторитарная модернизация, как уже говорилось в ходе дискуссии, в нынешних обстоя­тельствах невозможна просто потому, что нет субъекта, нет государства, в котором может быть эффективное ис­пользование авторитарных методов.

Пятое. Ситуация вовсе не так про­ста, как считает Виталий Третьяков, по мнению которого, Россия подобна антикварным часам, которые не надо трогать.  Так  вот,  эти  антикварные часы вполне могут купить и купят, уверяю вас, довольно быстро, если ни­чего не менять. Примерно знаю даже, кто. Это будут отнюдь не европейцы, от которых эти часы к нам пришли. Приобретет нас восточная, гораздо более превосходящая нашу страну ци­вилизация, которая к тому же исклю­чительно эффективно развивается.

Шестое. Давайте зададимся во­просом: что в этой ситуации делать

Во-первых, нужно объяснять и доказывать самим себе, образован­ному классу, что мы в плохом, не­выигрышном положении. Это наша обязанность.

Во-вторых, надо определить, чем необходимо заниматься нам в сове­те. Когда-то, в первые годы работы СВОПа мы считали своей основной задачей сохранить на ближайшие десять лет страну, которая, как нам казалось тогда, разваливалась. Сей­час нужно сохранить людей для бу­дущего. Поэтому наш ответственный образованный класс должен готовить молодежь. И уступать ей дорогу, тол­кать ее вперед. Пусть даже она будет совершать ошибки. В противном слу­чае у нас нет никакой надежды.

В-третьих, необходимо осознать, что в России очень быстро деградиру­ет вся система образования, особенно подготовка инженерно-технических специалистов. В этой области мы от­стаем уже в десятки, в сотни, в ты­сячи раз от наших соседей и конку­рентов. В стране еще есть историки и даже появляются экономисты, но происходит катастрофа с инжене­рами и техниками. Напомню: что в Китае сегодня готовится в 100 раз больше инженеров, чем в Соединен­ных Штатах. Это вызвало тревогу у американского президента Обамы, и он предложил огромное увеличение ассигнований на научно-техническое образование. В нашей стране этот во­прос даже не обсуждается.

Соответственно главная зада­ча для России сейчас — образование общества, образование людей, воз­можно, и их активизация, потому что без активизации, давления снизу или, вернее, со стороны среднего класса, элиты невозможно никакое развитие.

На самом деле, конечно же, сегод­ня все довольны. Никогда еще Россия не была так свободна и никогда она не была так сыта. Поэтому надеяться на то, что все развалится и тогда про­изойдет толчок снизу, не стоит. Надо просто заниматься образовательной деятельностью. Может быть, успеем. Если нет, то нас, как вазочку или как часы, купят лет через двадцать.

// Опубликовано в журнале ВПК №21(337) 2-8 июня 2010 г.