ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ОБРАЗОВАНИЕ

ОСОБЕННО ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Выскажу несколько замечаний в связи с уже прозвучавшими выступлениями. И прежде всего должен с тревогой отметить, что идут деградация России и сопутствующее ей с 2008 года резкое и быстрое ослабление внешнеполитических позиций нашей страны.

Второе. Конечно, жизненно нужна модернизация или разворот негатив­ного вектора развития вспять. Вос­становительные усилия закончились в 2007 году, больше ничего не проис­ходило, и кривая пошла вниз.

Третье. Я бы предпочел автори­тарную модернизацию, просто она более эффективна, как показывает наш исторический опыт.

Четвертое. Однако авторитарная модернизация, как уже говорилось в ходе дискуссии, в нынешних обстоя­тельствах невозможна просто потому, что нет субъекта, нет государства, в котором может быть эффективное ис­пользование авторитарных методов.

Пятое. Ситуация вовсе не так про­ста, как считает Виталий Третьяков, по мнению которого, Россия подобна антикварным часам, которые не надо трогать.  Так  вот,  эти  антикварные часы вполне могут купить и купят, уверяю вас, довольно быстро, если ни­чего не менять. Примерно знаю даже, кто. Это будут отнюдь не европейцы, от которых эти часы к нам пришли. Приобретет нас восточная, гораздо более превосходящая нашу страну ци­вилизация, которая к тому же исклю­чительно эффективно развивается.

Шестое. Давайте зададимся во­просом: что в этой ситуации делать

Во-первых, нужно объяснять и доказывать самим себе, образован­ному классу, что мы в плохом, не­выигрышном положении. Это наша обязанность.

Во-вторых, надо определить, чем необходимо заниматься нам в сове­те. Когда-то, в первые годы работы СВОПа мы считали своей основной задачей сохранить на ближайшие десять лет страну, которая, как нам казалось тогда, разваливалась. Сей­час нужно сохранить людей для бу­дущего. Поэтому наш ответственный образованный класс должен готовить молодежь. И уступать ей дорогу, тол­кать ее вперед. Пусть даже она будет совершать ошибки. В противном слу­чае у нас нет никакой надежды.

В-третьих, необходимо осознать, что в России очень быстро деградиру­ет вся система образования, особенно подготовка инженерно-технических специалистов. В этой области мы от­стаем уже в десятки, в сотни, в ты­сячи раз от наших соседей и конку­рентов. В стране еще есть историки и даже появляются экономисты, но происходит катастрофа с инжене­рами и техниками. Напомню: что в Китае сегодня готовится в 100 раз больше инженеров, чем в Соединен­ных Штатах. Это вызвало тревогу у американского президента Обамы, и он предложил огромное увеличение ассигнований на научно-техническое образование. В нашей стране этот во­прос даже не обсуждается.

Соответственно главная зада­ча для России сейчас — образование общества, образование людей, воз­можно, и их активизация, потому что без активизации, давления снизу или, вернее, со стороны среднего класса, элиты невозможно никакое развитие.

На самом деле, конечно же, сегодня все довольны. Никогда еще Россия не была так свободна и никогда она не была так сыта. Поэтому надеяться на то, что все развалится и тогда про­изойдет толчок снизу, не стоит. Надо просто заниматься образовательной деятельностью. Может быть, успеем. Если нет, то нас, как вазочку или как часы, купят лет через двадцать.

Опубликовано в журнале ВПК №21(337) 2-8 июня 2010 г.