Новости

Версия для печати
16.04.2009. Опубликован доклад «Где и как Россия может выиграть от мирового экономического кризиса» (М.: ГУ-ВШЭ, 2009)

Доклад к Х Международной московской конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества подготовлен на основе серии исследований на факультет МЭиМП, а также на основе ситуационного анализа под руководством С.А. Караганова. Авторская группа: С.А. Караганов (руководитель), Д.В. Суслов (основной докладчик), Т.В. Бордачев, В.П. Гутник.

1.1.     Набирающий    обороты    мировой   финансово-эконо мический кризис существенно отличается от предыдущих кри зисов как по содержанию, так и по динамике. Уже в сентябре-октябре 2008 г. стало ясно, что ипотечный кризис, начавшийся в США еще в 2007 г, к осени 2008 г. распространился не только на кредитно-финансовую и инвестиционную сферы, но и захватил ре альную экономику в мирохозяйственном масштабе. По сути, речь идет о кризисе всего экономического порядка, системы регулирования финансово-экономических отношении в мире. При этом сценарий вы хода из него, а также природа будущего мирового экономического порядка остаются в значительной степени неопределенными.

1.2.  Воздействие кризиса на Россию оказалось весьма болез ненным. Упали мировые цены на главную статью российского экс порта — энергоносители. Начался значительный отток капитала из страны. Новое звучание приобрел факт существенной корпоратив ной задолженности российских компаний перед западными кре диторами. Сокращаются золотовалютные резервы страны. Однако мировой экономический кризис не только создает серьезные слож ности, но и формирует новые условия, открывает дополнительные возможности для реализации стратегии достижения уровня эконо мического и социального развития, соответствующего статусу Рос сии как одной из ведущих мировых держав XXI в.

1.3.  Кризис выявил недостаточную подготовленность ин ституциональной структуры России к ответу на внешние вызовы, однобокость ее экспортной ориентации, чрезмерную зависимость российских предприятий от заимствований на мировом финансо вом рынке. Ответить на данные вызовы и использовать появляю щиеся в связи с мировым кризисом возможности в полной мере Россия сможет в случае принятия комплекса мер по ускоренной адаптации  своей  институциональной  системы  к требованиям внешней среды, в частности по приданию более сбалансирован ного характера системе внешнеэкономических связей, включая смещение акцентов внешнеэкономической деятельности с внеш ней торговли на производственно-технологические связи, разви­тие специализации и кооперации.

1.4.  Нынешний кризис — его содержание и динамика — про­демонстрировал рост влияния глобальных процессов на националь ные экономики, в том числе экономику России. Очевидно, что растет восприимчивость и уязвимость национальных экономик к болез ням и кризисным явлениям, имеющим внешнее происхождение. Кроме того, объективное сокращение возможностей контроля со стороны государств над экономическими процессами внутри и вовне, что предъявляет новые требования к формам и качеству государственного участия в экономической деятельности. Воз действие глобальных процессов проявляется прежде всего в таких секторах, как финансы, энергетика, промышленное и особенно высокотехнологическое производство, а также рынок рабочей силы. Именно эти отрасли российской экономики оказались в условиях кризиса наиболее уязвимыми и именно они пострадали в наибольшей степени.

1.5. Для России данный кризис имеет внешнее происхожде ние, но его воздействие на российскую экономику (имеющую го раздо большие дисбалансы в сравнении с экономиками развитых стран) в ряде аспектов сильнее, чем на экономики других стран мира. Выход из кризиса тоже будет зависеть во многом от обще мировых тенденций. Однако эта зависимость ни в коем случае не должна вести к пассивности российского государства и расчету «пересидеть» кризис в ожидании нового этапа улучшения миро вой экономической и энергетической инфраструктуры.

1.6.  Напротив, будучи, вероятно, переломным моментом в развитии мировой экономики, кризис предоставляет России воз можность   качественно   повысить   конкурентоспособность   на циональной экономики, приспособиться к требованиям быстро изменяющейся внешней среды, оптимизировать ее внутренний социально-экономический и политический каркас. Более того, вы страивание эффективной системы национального социально-эконо мического регулирования может стать главным выигрышем Рос сии в условиях международного финансово-экономического кризиса. Повышение  эффективности  государственного  экономического, социально-экономического и политического управления является абсолютно необходимой предпосылкой для возрастания роли и на ращивания конкурентоспособности России в мировой экономике.

1.7.  Мировой экономический кризис создает для реализа ции поставленных задач новые внешние условия (в ряде аспектов — более жесткие, б ряде — более благоприятные), тем самым весьма значительно повышая актуальность как этих самых задач, так и выработки наиболее оптимальной стратегии их реализации. Если до кризиса эта реализация представлялась желательной, се годня она приобрела характер острой необходимости. Поскольку же кризис очевидным образом указывает на потребность в вос становлении синхронности национальных и международных экономических циклов, а также невозможность сохранения ди намичных темпов роста национальной экономики в обстановке рецессии на глобальном уровне, то осуществление магистральных задач социально-экономического развития России в условиях не кой автаркии представляется нереальным.

1.8. Кризис показывает, что путь некоторого «отгораживания» от мировой экономики, попыток выстраивания разного рода ба рьеров и защитных механизмов, а равно и преодоления рецессии за счет вливания в экономику исключительно внутреннего капи тала является тупиковым. При возрастании зависимости нацио нальных экономик от мировой он приведет не к экономическому оздоровлению, а скорее к экономическому коллапсу. К тому же идущее по этому пути государство утеряет возможности влиять на формирование нового — послекризисного — экономического по рядка и обречет себя на периферийное положение в мировой эко номической иерархии. В нынешней ситуации единственный путь для ускоренного развития национальных экономик всех, особен но малых и средних, государств, — это расширение взаимодей ствия с мировыми рынками при активной политике по защите и продвижению интересов национальных производителей.

1.9.  В связи с этим антикризисная стратегия Российской Фе дерации должна выстраиваться в рамках общей направленности на активизацию и оптимизацию взаимодействия с внешней сре дой, в том числе посредством инструментов и механизмов внеш неэкономической политики. Качественное изменение внешней сре ды ставит перед ВЭП России новые задачи при неизменности как базовых целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, так и самой философии ее внешнеэкономи ческой политики. Последняя состоит в том, что внешнеэкономи ческая политика России должна носить многодисциплинарный и «бесшовный» характер, учитывать политическую составляющую мировых экономических отношений и усиливать субъектность Российской Федерации в мировой экономике и политике. В усло виях кризиса, объективно усиливающего конфликтность и разно родность внешней среды, фактор субъектности России приобретает жизненно важное значение.

1.10. Наконец, успешная реализация задач внешнеэконо мической политики России не представляется возможной в от рыве от преодоления ряда проблем и диспропорций внутреннего социально-экономического развития, также актуализированных нынешним кризисом. В условиях нарастающей взаимозависимо сти между национальной и мировой экономикой, определенного «стирания грани* между внутренней и внешней политикой на циональных государств решение таких, казалось бы, внутренних задач, как улучшение инвестиционного климата, создание более благоприятных условий для бизнеса, в том числе путем совершен ствования работы государственных регулирующих институтов, снижения коррупции и административного прессинга, становит ся неотъемлемой частью внешнеэкономического блока любого государства. Формирование конкурентоспособной экономики, преодоление внутренних дисбалансов и слабостей является на сегодняшний день необходимым условием проведения успешной внешнеэкономической политики.