Углубление и расширение диалога в результате опубликования обеими сторонами в 1999 года концепций взаимного сближения и особенно в результате очевидной личной ставки В.В.Путина на сближение России с ЕС, с Европой принесли положительные результаты. Расширился и углубился диалог, стала вырабатываться привычка работать друг с другом. У нас улучшилось понимание того, что такое ЕС и как взаимодействовать с ним. В ряде областей расширилось и конкретное сотрудничество.
Торг на фоне деклараций
Но этот диалог во многом оставался декларативным. За красивыми фразами шел жесткий торг по конкретным вопросам. И очень часто Россия по объективным причинам или из-за слабости бюрократического обеспечения своей политики торг проигрывала. Сейчас уже не только для меня, но и для большинства других обозревателей очевидно, что мы проиграли калининградскую ситуацию. После отсрочки российские граждане вынуждены будут для передвижения наземным транспортом из этой области на «материковую» Россию и обратно получать что-то весьма похожее на визы. Существенно усложнились и подорожали условия грузового транзита между областью и остальной Россией. Непонятно, зачем мы пообещали, правда, к 2013 году, прекратить взимание платы за транссибирские перелеты, которые мы получали еще со времен Советского Союза. Я бы эти платы увеличил. Ведь по их реальному покупательному паритету они за десятилетия и так существенно сократились.
Мы пошли навстречу ЕС и пообещали ратифицировать Киотский протокол, выгоды от которого по меньшей мере неочевидны. Будем надеяться, мы таким образом хотя бы закрепили европейскую поддержку вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Потому что надежды, если такие существовали, приглушить с помощью Киото нарастающую критику происходящих в нашей стране внутренних процессов нереалистичны.
Находятся в подвешенном состоянии призванные компенсировать образовавшийся вакуум «четыре пространства» — экономическое; свободы, безопасности и правосудия; сотрудничества в области внешней безопасности; в области научных исследований, включая культурные аспекты. Из соответствующих соглашений, призванных вводить в действие «пространства» и которые должны были бы быть подписаны во время предстоящего в ноябре саммита Россия — ЕС, готово, насколько известно, только последнее. Источники в ЕС дают утечки, что по остальным соглашениям разногласия вряд ли будут преодолены к ноябрю. Это может означать, что Россию в очередной раз подталкивают к уступкам и к подписанию совсем уж пустых бумаг, отражающих только повестку дня евросоюзовской бюрократии. Непонятно, зачем это нам нужно.
Осложнения неизбежны
Тем более что определенное осложнение отношений между Россией и ЕС все равно неизбежно в силу все более заметного расхождения векторов политического развития России и стран Евросоюза. Высшей целью политики ЕС в отношении России официально является содействие развитию демократии, прав человека и гражданских свобод в России, а направление и планы ее внутреннего развития рассматриваются растущим большинством европейских наблюдателей как идущие в ином направлении.
Осложнят ситуацию и новые члены ЕС, в большинстве своем имеющие традиционные претензии к России. Так уже, по ряду сведений, 10 октября, перед началом люксембургской встречи Совета ЕС, прошедшей на прошлой неделе, «новички» собирали отдельное совещание с целью, насколько известно, выработать общую более жесткую политику в отношении России и не допустить доминирования в определении этой политики традиционных лидеров ЕС — Берлина, Парижа, Рима, занимающих пока более конструктивную линию.
Сказанное не должно внушать паники, желания заморозить отношения с ЕС или тем более вступить в конфронтацию. Лучшего соседа у нас нет и не будет.
Не предвидеть определенного замедления сближения на несколько лет нереалистично. Но и терять время и возможности бесхозяйственно. Нужно использовать эти несколько лет для выработки более инициативной и профессиональной политики в отношении Евросоюза, новой повестки дня отношений с ним. К 2007 году истечет действие подписанного в 1994 году и полубездействующего из-за изначальной малореалистичности Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Уже сейчас нужно начинать готовить новый договор. К тому времени истечет действие и соглашения о «пространствах», даже если они будут подписаны. Наконец, с высокой вероятностью можно предположить, что Россия вступит в ВТО. А это вступление, вернее желание евробюрократии выторговать за согласие на него как можно больше уступок, мертвым грузом давило на взаимодействие Россия — ЕС, подавляло многие элементы сотрудничества.
Новый импульс возможен
На многие договоренности можно будет взглянуть по-новому, придать качественно новый импульс сотрудничеству. К тому же не исключено, что условия для него улучшатся. Мы, наконец, создадим более эффективную бюрократическую машину взаимодействия с Брюсселем и воздействия на него. А Брюссель преодолеет нынешнюю неразбериху, связанную со взрывным расширением союза.
Наконец, может начать выясняться, что ЕС развивается не в направлении квазифедеративного государства, а в направлении экономического и социального союза с общей валютой, общим человеческим пространством, но с ограниченными элементами наднационального политического управления.
И тогда России стоит задуматься о том, не следует ли ей переопределиться и начать двигаться хотя бы в направлении вступления или присоединения к Союзу. Ведь мы не должны быть менее культурно, человечески или экономически европейскими, чем рвущиеся в ЕС Украина, Грузия или Турция. А такая заявка, о которой можно начать думать и говорить уже сейчас, позволит нам, наконец, самоопределиться и перестать метаться между недоевропейским, недокитайским или полулатиноамериканским путями. В конце концов Европа Евросоюза при всех ее недостатках является самой успешной цивилизацией современного мира, а в Азии нас своими все равно никогда сочтут. К тому же лучшее в русской цивилизации связано все-таки с европейским вектором нашего развития. И в самих себе стоит развивать лучшее и наиболее эффективное.