27 июня Совет министров транспорта ЕС поставил России ультиматум, фактически потребовав отказаться от ограничений на частоту пролетов европейских компаний над Сибирью. Де-факто это означает отказ от контроля над значительной частью российского воздушного пространства. Словно потеряв голову от внутриполитических неурядиц, часть евробюрократии пытается добавить к уже существующим проблемам разлад в отношениях с Россией и решить внутренние проблемы за счет внешних партнеров.
Летом 2005 года Евросоюз оказался на исторической развилке. Провальными для Брюсселя стали результаты референдумов по Евроконституции во Франции и Нидерландах. На саммите в Брюсселе лидеры стран Европейского союза продемонстрировали неспособность договориться по поводу общего бюджета на 2007-2013 годы.
Евросоюзу предстоит сложный процесс осмысления уже достигнутого и выработки новой, более устойчивой модели. Дискуссия об этом уже идет, и российским политической и научной элитам неплохо было бы к ней подключиться, ведь степень нашей взаимозависимости столь велика, что Россия не может более оставаться сторонним наблюдателем.
Да и сама Европа не имеет уже морального права игнорировать наше мнение. Тем более что, как поторопились записать в совместных документах по общему экономическому пространству, целью нашего сотрудничества является «построение открытого и интегрированного рынка».
Вместе с падением популярности интеграционной идеи пошатнулся и авторитет управляющих органов Европейского союза — Комиссии и Совета ЕС. Хотя на первый взгляд ничего особенно не изменилось, коллективный Брюссель, чье мнение долго было решающим, уже не может играть роль всемогущего и единственного представителя Европы. Поэтому, увязнув во внутренней дискуссии, некоторые в Евросоюзе решили срочно поднять собственный авторитет за счет внешних партнеров ЕС, в том числе и России.
Без особых размышлений Европа, всегда отличавшаяся благоразумием и сдержанностью, решила пойти по рискованному пути. 27 мая Совет Евросоюза принял решение поддержать ультиматум Еврокомиссии в адрес России, касающийся сферы воздушного транспорта. Еще в апреле еврокомиссары Питер Мандельсон и Жак Барро в ультимативной форме потребовали отменить практику получения компенсаций за использование европейскими компаниями российских воздушных коридоров над Сибирью. Да еще и вовсе отказаться от контроля и ограничений полетов по этой важнейшей магистрали, связывающей Европу и Азию. Продолжение диалога в сфере транспорта и ряде других было поставлено в зависимость от выполнения Россией ультиматума.
Вопрос уже не столько в доходах, кстати, не столь уж малых — не менее 300 миллионов долларов в год, — российского бюджета, сколько в самом принципе. Для нас недопустим отказ от значительной части суверенных прав в сфере воздушного сообщения. Выполнение таких требований может иметь самые серьезные последствия, намного превосходящие проблему компенсационных платежей.
Поскольку данная отрасль переживает не лучшие времена и в Европе, европейцы решили поправить свои дела за счет России и отказаться выплачивать компенсации, которые не противоречат ни одной из подписанных нашей страной международных конвенций. А ведь за счет падения курса доллара реальная стоимость платежей уже и так существенно снизилась. Так что Россия на самом деле могла бы и поднять размеры выплат.
Но Москва так вопрос и не думала ставить. Весной 2004-го мы договорились с Евросоюзом о постепенной модернизации системы пролетов после 2013 года. На этом условии Брюссель согласился на наше вступление в ВТО. Не без помощи российского экономического ведомства ЕС удалось буквально вырвать из нас обещание отменить часть выплат после изучения вопроса российскими и европейскими экспертами. Речь шла даже о подготовке всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве в сфере воздушного транспорта — первом действительно совместном проекте.
К весне же 2005-го о сотрудничестве в Евросоюзе напрочь забыли. Переговоры об авиатранспортном соглашении заморозили, так и не начав. Вместо серьезной и совместной работы специалистов России «предлагают» просто сдать свои позиции, обещая взамен все тот же, уже не единожды оплаченный, «пряник» вступления в ВТО. Похоже, что новый комиссар ЕС по торговле решил «продавить» вопрос во что бы то ни стало.
И здесь с ним фактически солидаризируется российское министерство экономического развития и торговли. Минэкономразвития буквально «наезжает» на профильное ведомство, требуя удовлетворить запросы Брюсселя.
В некоторых российских газетах появляются статьи о том, что президент якобы на все согласился во время последней встречи с председателем Еврокомиссии. Последнее может деморализовать тех в России, кто продолжает отстаивать национальные интересы. Хотя именно глава государства, насколько известно, заявлял обратное — Россия готова сотрудничать, но не может позволить себе роскоши «сдавать» экономические позиции.
Если Москва не пойдет на уступку по вопросу сибирских маршрутов, Евросоюз якобы угрожает «вскрыть» соглашение о вступлении России в ВТО. Но уж этого-то точно не будет: официальный Брюссель блефует и никогда не пойдет на политический скандал такого уровня. Евросоюз и так ослаблен, поссориться с одним из важнейших партнеров и полностью лишить себя возможности влиять на Россию через ВТО для него недопустимо.
Другое дело, что на блеф евробюрократов успешно «ловится» часть российских чиновников и даже начинает заниматься «евролоббизмом» сомнительного свойства. Закрывая при этом глаза на политические последствия, в том числе для отношений Россия — Европейский союз.
В российском экономическом ведомстве, по всей видимости, не вполне понимают, что происходит сейчас в Европе. Европейский управленческий аппарат ослаблен, и делать ему такие подарки несвоевременно даже исходя из того, что нам таки придется строить с Европой стратегическое партнерство. А значит, нужно уже сейчас вести себя как уверенный и солидный партнер.
Аппетит приходит во время еды, и уступка в части авиационных отношений не станет последней. Некоторые в Брюсселе уже поговаривают о возможности повторной постановки вопроса о внутрироссийских ценах на нефть и газ, сокращении поддержки отечественного сельского хозяйства, и так в сотни раз уступающей по размерам аналогичным дотациям в Евросоюзе. Поэтому Россия — великая держава Европы на протяжении многих веков — не может соглашаться с ролью «мальчика для битья».
И в российской, и в европейской истории хорошо известно весьма циничное и опасное средство отвлечь внимание от собственных внутренних проблем: развязать «маленькую победоносную войну». Оно никогда не приводило к желаемому результату, только усугубляя трудности…